«Пока будут собирать верхние этажи, на нижних реально расставлять мебель». Проект, о котором рассказал Циан.Журналу руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор, пока только разрабатывается, но за ним будущее, считает наш собеседник.
— Что это за проект?
— Мы создаем базовое предприятие модульного многоэтажного быстровозводимого строительства — проектов повторного применения, где будут производиться уникальные сборные панели. Прямо на заводе эти панели будут отделываться: в конструкцию многофункциональной стены будут монтироваться все инженерные коммуникации.
В итоге на стройплощадке останется, как в конструкторе, правильно собрать здание. Сборка модульной конструкции — вопрос двух-трех месяцев круглосуточной работы, причем речь идет о 20–30-этажных зданиях. Пока будут собирать верхние этажи, на нижних реально расставлять мебель. Технология предполагает отсутствие так называемых мокрых работ и не зависит от погодных условий и разницы температур.
— Звучит как сюжет фантастического фильма.
— В настоящий момент это самая продвинутая в мире технология. В Китае она уже применяется и называется быстровозводимым комплексным модульным жильем. Изучив его особенности, мы договорились о сотрудничестве с китайскими специалистами: почему бы не перенять опыт, если он у кого-то уже есть? Мы берем у наших китайских партнеров только технологию, а все сотрудники предприятия и компании, осуществляющие сборку, будут российские. Заключен меморандум с китайской стороной и с одним из районов Московской области, на территории которого (на территории 100 га) будет размещено предприятие по производству.
Это значит, что будет реально выполнить поручение президента и обеспечить всех россиян качественным жильем.
— Внутри эти здания тоже будут не совсем обычными?
— На сегодняшний день большинство россиян проживают в квартирах. Многие являются незащищенной малообеспеченной частью населения — им сложно сделать хороший ремонт, нет шанса купить новое жилье, хотя давно пора — нынешнее устарело и обветшало. В общем, они живут в неблагоприятной среде.
Впрочем, даже те, кто способен позволить себе и даже делает ремонт, все равно вынужден периодически обновлять его — хотя бы раз в 10–15 лет. Современные технологии позволяют в перспективе сделать интерьер интерактивным — человек будет менять его по настроению человека, когда захочется, выбирая понравившийся вариант в базе данных. Отделка внутренних помещений уйдет в прошлое.
Сейчас 50% времени строительства жилья занимает отделка фасадов, общедомовых внутренних помещений и квартир в целом. Наш проект подразумевает экономию этого времени. Вся отделка будет заложена в базовой комплектации при монтаже здания.
В ПЕРСПЕКТИВЕ ВСЕ СТЕНОВЫЕ ПАНЕЛИ БУДУТ ИНТЕРАКТИВНЫМИ ЭКРАНАМИ, НА КОТОРЫХ БУДЕТ ТРАНСЛИРОВАТЬСЯ ЖИВОЙ ИНТЕРЬЕР В ВЫСОЧАЙШЕМ КАЧЕСТВЕ — СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИ ПОЗВОЛЯЮТ ДОБИВАТЬСЯ ПОЛНОГО ПОГРУЖЕНИЯ В СОЗДАВАЕМУЮ ДОПОЛНЕННУЮ РЕАЛЬНОСТЬ.
Более того, помимо изображения интерьер будет дополнен тактильными ощущениями — например, меняющейся температурой, дуновением ветра и сопровождающими изображение звуками. В итоге в зависимости от настроения хозяева будут выбирать для своего дома (из доступных в комплектации вариантов) природный заповедник, необитаемый остров, царские палаты или традиционный скромный обойный орнамент.
В первоначальной базовой комплектации интерактивного дизайна мы предполагаем 10 разных вариантов. Предполагается периодическое обновление системы новыми вариантами дополненной реальности. Интерактивными будут не только внутренние панели, но и внешние фасады. Все это создаст комфортную среду для каждого человека — человечество откроет новую страницу в истории строительства и отделки.
«Масштаб потребности в жилье у страны колоссальный»
— Разработки уже ведутся?
— Внутри предприятия, о строительстве которого мы договорились с коллегами, запланирован инновационный экспериментальный цех, где и будет вестись работа по внедрению подобной технологии — элементов интерактивной дополненной реальности. Все это один проект в совокупности.
— Когда он будет реализован?
— Проект будет реализован поэтапно. Первоначальная задача — завершить возведение предприятия и вывести технологию модульного быстровозводимого качественного строительства на полную мощность. Второй этап — постепенная замена модульных элементов поверхности интерактивными блоками дополненной реальности. Мы предполагаем, что на реализацию всего проекта понадобится не менее 10 лет.
В 2023–2025 гг. предприятие намерено вывести технологию на рынок и начать масштабное строительство модульного быстровозводимого жилья. К 2027–2030 гг. все модульные поверхности объектов будут оснащены безопасными интерактивными экранами дополненной реальности. Сейчас мы изучаем существующую мировую практику инновационных технологий, которые понадобятся для реализации проекта.
— Будут ли иностранные технологии адаптированы под российские реалии?
— Обязательно. Во-первых, подходящие нам технологии мы можем изменить, дополнить и улучшить с учетом потребностей. Во-вторых, существуют особенности российского климата, сейсмологической активности — тут масса нюансов: всё необходимо учитывать. Землетрясения — не очень частое явление, но Россия — это не только спокойная в этом отношении Москва, но и, например, Камчатка, Сахалин, Кавказ, где сейсмическая активность более высокая и где тоже необходимо обновлять жилой фонд.
В качестве пилотного региона мы в первую очередь думаем о Москве, но строительство не менее актуально и для других городов. По всей стране стоит старый советский жилой фонд — все эти многочисленные панельные пяти- и девятиэтажки. Этот фонд пока еще живой, но относительно скоро начнет сыпаться и ветшать гораздо более быстрыми темпами, чем строится новое жилье.
Объемы строительства при СССР были колоссальными — теперь они намного меньше. Мы как-то проводили исследование — смотрели стыковочные сварочные швы советских панельных домов, и их состояние вызывает у нас серьезное опасение: при какой-то серьезной ЧС здания рискуют не выдержать и сложиться как карточные домики. Масштаб потребности в жилье у страны колоссальный.
— Давайте начистоту: качество некоторых новостроек, возводимых сегодня, часто до такой степени хромает, что лучше бы оставили пятиэтажки. Те самые «двухмесячные» небоскребы не окажутся хуже?
— Нужно убирать человеческий фактор: он во многом вредит. Нынешние стройки очень зависят от этого параметра: один застройщик строго контролирует процесс, второй — время от времени, третьему — вообще наплевать. В совокупности мы получаем то, что получаем, — сыпящиеся новостройки. Каждый делает так, как считает нужным, пусть и в рамках существующих правил.
Когда мы доведем все до автоматизированного производства и сборки, когда у нас заработает базовая модель заводского типа, ошибок не будет. Необходимо учесть все ошибки прошлого и просчитать всё до миллиметра. Отделка и коммуникации будут производиться и закладываться на том же предприятии с той же миллиметровой точностью. Это значит, что и качество будет вполне определенным — ни ухудшить, ни улучшить его будет нельзя, поскольку все будет автоматизировано.
— Хватит ли их квалификации нынешних строителей для работы с такими серьезными технологиями?
— Технология, о которой мы говорим, пока существует только в Китае, поэтому о квалификации работающих в России строителей говорить преждевременно. Естественно, когда проект будет запущен, работающие на нем строители пройдут обучение, а зоны ответственности — четко распределены. Нам потребуется только высококвалифицированный персонал — этим направлением, конечно, придется заниматься отдельно.
«Никаких классов жилья не будет вообще»
— Вы упоминали, что такое жилье будет особенно актуально для людей, которые не могут позволить себе сделать ремонт. Судя по вашему рассказу, технология будет не из дешевых — те самые жители квартир с «бабушкиным» ремонтом все равно не осилят эти инновационные новостройки?
— Осилят. Просто представим, что все строительство будущего будет именно таким. За счет скорости строительства, модульности и интерактивности, экономящей деньги на отделке и ремонте, такое жилье, наоборот, станет дешевле и доступнее. А панели дополненной реальности изначально будут входить в базовую комплектацию.
— При таком подходе этот тип жилья будет относиться к экономклассу?
— Никаких классов не будет вообще. Каждый сможет сделать у себя в квартире то, что захочет. Разница будет только в площади жилья: один предпочтет условные царские палаты на 50 кв. м, другой — на 150. Больше никакой разницы. Сейчас все это действительно выглядит фантастикой, но, вспомните, лет 15 назад для многих из нас и современные смартфоны были непредставимы.
— В Москве возводится огромное количество жилья: горожане вынуждены уплотняться, что влечет проблемы со здоровьем, с парковками, с транспортом и нехваткой мест в детских садах. Если дома, о которых вы говорите, будут возводиться в 20 раз быстрее и будут доступными, строек станет еще больше — значит, и уплотняться придется еще сильнее.
— Люди едут в мегаполисы, потому что для них там больше перспектив. Потребность создает и предложение, так что технология — совершенно другая тема, это просто новый этап эволюции строительства.
ГОРОДА В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ БУДУТ РАСШИРЯТЬСЯ: ЗДЕСЬ НЕОБХОДИМЫ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. СТЕКЛОБЕТОННЫЕ ДЖУНГЛИ — ЭТО ВОПРОС К УПРАВЛЕНИЮ, А НЕ К ТЕХНОЛОГИЯМ.
— А как насчет безопасности этих зданий? Обычно новостройки дают усадку, им нужно время на то, чтобы просохнуть, да и земля под ними тоже должна адаптироваться к новой нагрузке.
— У китайцев, практикующих такое строительство, никаких проблем по этой части не возникает. Тем не менее все это предстоит отработать. Пока мы только в начале пути. Технологии позволяют нам начать двигаться в этом направлении, но многое пока предстоит узнать и адаптировать — в планах даже психологическое исследование, которое покажет, как сделать интерактивную среду максимально комфортной и безопасной для человека.
Когда мы поймем, что всё безопасно, вот тогда оно и пойдет в работу. Эта технология — единственно возможный вектор развития современной строительной отрасли. Это эволюция, и ее не остановить. Сейчас кажется, что это что-то заоблачное, но через 10 лет это будет вполне обычное явление. Люди будут жить в таких домах.
Публикации: