Наперегонки со временем: власти намерены ускорить расселение аварийного жилья

PIN

На расселение аварийного жилья в этом году потратят 85 млрд рублей вместо запланированных 35 млрд.

Поможет ли это решить проблему, дождутся ли переезда жители ветхих домов и в чем градозащитники видят угрозу для собственников?

50 млрд рублей — в лучшем случае десятая часть от того, что реально требуется по всей стране. Такова оценка Александра Моора, руководителя Общественного совета по развитию гражданского общества (Всероссийского центра национальной строительной политики).

В начале сентября премьер-министр Михаил Мишустин распорядился выделить 50 млрд рублей в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» на переселение россиян из аварийного жилья. Сообщение об этом было опубликовано на сайте кабмина.

ВЛАСТИ УТОЧНЯЮТ, ЧТО ОБЩИЙ ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЦПРОЕКТА НЕ ИЗМЕНИЛСЯ — ПРОСТО ПОМЕНЯЛИСЬ СРОКИ: ОЗВУЧЕННУЮ СУММУ ПЕРЕНЕСЛИ С 2022 ГОДА НА 2020 ГОД, ВЗЯВ ЕЕ ИЗ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА.

Таким образом, на расселение аварийного жилья в этом году будет потрачено 85 вместо 35 млрд рублей. Благодаря этому финансированию до 1 июля 2022 года удастся расселить дополнительно 1,16 млн кв. м жилья, имеющего статус аварийного.

ЦИФРЫ

После 1 января 2017 года в России насчитывается около 8 млн кв. м жилья, признанного аварийным и не входящего в ныне действующую программу. В этот показатель не включено и так называемое ветхое жилье: термина нет в законодательстве, хотя под это определение подходит еще 65 млн кв. м жилплощади.

С опережением плана

Обратить пристальное внимание на проблему еще в апреле предложил президент Владимир Путин. К настоящему моменту программа переселения из аварийного жилья перевыполнена уже на 33% по объему расселенных жилплощадей и на 50% — по числу переехавших россиян, власти усилили финансирование. К слову, в 2019 году показатели переселения тоже были превышены — в 6 раз: планировалось расселить 140 тыс. кв. м аварийного жилья, а расселено было 800 тыс.

Некоторые эксперты отмечают, что такие изменения в системе финансирования объясняются и дополнительными причинами помимо желания властей улучшить условия жизни россиян. Так, первый зампред думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов заявил, что каждое рабочее место на стройке обеспечивает 10–15 рабочих мест смежных профессий.

Звучало и предложение выкупать квартиры у застройщиков, поддерживая таким образом не только переселенцев, но и строительную отрасль. Такая практика существует, причем после перехода на эскроу-счета она набирает обороты: местные власти не могут быть заказчиками строительства самостоятельно, так как не вправе открывать эскроу-счета.

50 млрд рублей — много или мало?

В общероссийском масштабе бедствия это не очень большая сумма, к тому же она выделена не дополнительно, а просто ранее назначенного срока. Исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева в интервью телеканалу «Мир 24» подчеркнула, что главная проблема — отсутствие непрерывно действующего механизма переселения. Непонятно, что делать с домами, которые были признаны аварийными после 2017 года, и с домами, которые находятся в плачевном состоянии, но официального статуса аварийных не имеют.

«Я живу  на последнем этаже пятиэтажки. Дому периодически проводят какие-то косметические процедуры, которые кардинально ни на что не влияют: здание рассыпается — покраска лестничной площадки в радужные цвета почему-то не помогает. У нас в квартире «гуляют» окна и двери, по фасаду идут трещины, а крыша продолжает протекать даже после ремонта. Аварийными мы не считаемся, в программе расселения нас нет, проблема не решается. Мы пробовали продать нашу квартиру, чтобы переехать в дом поновее, но покупателей на наши хоромы нет».

Елена Харитонова,Пятигорск

По словам Светланы Разворотневой, сейчас наиболее проблемные регионы — Якутия (3 тыс. аварийных домов), Пермский край (1472), Кемеровская (1350) и Архангельская (1661) области. Для аварийного переселения на Камчатке выделено дополнительно 180 млн рублей — эксперт утверждает, что этого мало: денег не хватает не только на строительство (отдельное внимание необходимо уделять сейсмической безопасности), но и на развитие социальной и модернизацию коммунальной инфраструктуры.

«Денег сколько ни дай — не хватает. Но следует подумать, как использовать деньги более эффективно. Стоят задачи цифровизации программ, комплексного подхода к капитальному ремонту и благоустройству, к одновременному ремонту дорог», — указывает Светлана Разворотнева.

Подъемные

50 млрд рублей — в лучшем случае десятая часть от того, что реально требуется по всей стране. Такова оценка Александра Моора, руководителя Общественного совета по развитию гражданского общества (Всероссийского центра национальной строительной политики). Ветхого, не имеющего официального статуса и узаконенного аварийного жилья ежегодно становится больше и больше, напоминает эксперт.

«Основная функция этих 50 млрд рублей — стимулирование и ускорение всех процессов. Работу нужно запустить, определиться не только с источниками финансирования, но и с ходом реализации программы — строить ли новое жилье непосредственно для переселенцев или выкупать его у застройщиков? Все это надо решить максимально быстро — для этого старта 50 млрд рублей как раз хватает».

Фото: stroi.mos.ru

Но даже если выделить 500 млрд рублей, единовременно решить проблему все равно не получится, ведь это длительный процесс, связанный со строительством, административной и технической работой. Увеличение количества средств на расселение в этом году отражает позицию правительства: необходимо решить задачу по переселению как можно скорее. На первом этапе программу запустят, определят ответственных, обозначат вектор развития, затем будут дополнительно выделяться новые средства для планомерной работы в заданном направлении, поясняет Александр Моор.

«Аварийного жилья в Москве нет»

Расселение аварийного жилья — безусловно, важно и нужно, но есть у этой истории и темная сторона. Напомним: и ветхое, и аварийное состояние домов требуют вмешательства и желательно расселения. При этом юридический термин «аварийное жилье» есть, а термина «ветхое жилье» нет — это значит, что даже разваливающийся дом не удастся включить в программу расселения. Это проблема.

Как рассказала Циан.Журналу представительница организации «Ревизор ЖКХ» Лада Юрьева, в случае с переселением из аварийного жилья власти не обязаны предоставлять право выбора — допустимо переселять в те квартиры, которые на данный момент доступны (в большинстве случаев это не самые лучшие варианты) либо предлагать денежную компенсацию (обычно ее недостаточно для покупки нормального жилья).

Фото: stroi.mos.ru

«В столице с аварийным жильем работала лужковская программа расселения, по которой осталось снести 33 дома, но с той поры власти столицы ничего не признают аварийным жильем, — отмечает Лада Юрьева. — Видимо, они считают, что достаточно объявленной программы реновации, которая далеко не всегда имеет отношение к действительно аварийному жилью: в программу попали крепкие дома с маленьким износом и в хороших локациях, но не попали разваливающиеся. Это скорее коммерческая история, чем попытка расселения некачественного жилья. По официальным данным, аварийного жилья в Москве нет».

Она напомнила об эксперименте в Татарстане, когда жилье признавалось аварийным в экстренном порядке. Результаты ужасают: в некоторых городах аварийными оказалась едва ли не треть домов, причем никаких экспертиз не проводилось — решение принималось росчерком пера, говорит собеседница издания.

«Делалось это для того, чтобы освободить наиболее интересные места под застройку и освоить бюджеты, которые год от года увеличиваются. Очевидно, это выгодно чиновникам. Если изменят законы о придании статуса аварийности, то эксперимент, проведенный в Татарстане, может быть распространен на всю Россию. Эта схема позволяет признавать дома аварийными, даже если они по факту не являются таковыми, — значит, любой человек в любом доме рискует столкнуться с повесткой о выселении по аварийности, даже если этого ничего не предвещало».

Лада Юрьева,«Ревизор ЖКХ»

Статистика и реальность

В Академическом, Ломоносовском и Гагаринском районах Москвы на состояние жилого фонда негативно повлияла прокладка Коммунарской линии метро, к проектированию и строительству которой у градозащитников есть многочисленные нарекания.

В августе строительство вступило в активную фазу: в начале, а затем и в середине сентября на улице Дмитрия Ульянова провалился асфальт и на поверхность произошел выброс воды, смешанной с грунтом и вспомогательными смесями. Хотя на этом этапе прокладываются лишь трубы — к тоннелю строители пока не приступали.

Аварию не могли устранить дольше суток: за этого время был затоплен подвал и без того не беспроблемного дома № 24: трещины на нем были и раньше, но теперь установленные маячки фиксируют, что они растут и углубляются. По словам Лады Юрьевой, в зоне риска оказались многие дома, стоящие вдоль Ленинского проспекта и улицы Дмитрия Ульянова. Все они рискуют стать аварийными, а жителей просто переселят, предполагает специалист «Ревизора ЖКХ».

В то же время в Москве хватает и по-настоящему аварийных домов, говорит Юлия Аверина, член рабочей группы по защите интересов граждан при реализации реновации и гражданский активист.

«Глубоко аварийные дома преспокойненько стоят — они числятся расселенными, но на самом деле в них живут люди. В качестве примера можно привести те же измайловские бараки, которые являются не только глубоко аварийным жильем, но и вообще местом, не приспособленным для постоянного проживания: нет ни удобств, ни горячей воды. В августе в жилую квартиру обвалилась крыша недавно отремонтированного дома. Таких домов в городе сотни, хотя коммунальщики предоставили официальный список лишь из 26 домов — остальные попали в программу реновации и теперь ждут переселения по ее условиям».

Обвалившаяся крыша на на 6-й Парковой, 15а/Елена Янчук/Facebook

При этом Юлия Аверина напоминает о сделанном два года назад заявлении главы комиссии по ЖКХ Общественной палаты РФ Игоря Шпектора: официальная статистика никак не отражает ситуацию в стране — количество аварийных домов минимум в два раза больше опубликованных цифр.

Источник — Циан.Журнал