Александр Моор дал интервью «Строительной газете» по вопросам самостроев в России.
Как в последние годы развивается ситуация с самостроем в России? Повлияла ли на нее пандемия?
На сегодняшний день, уже накопилась критическая масса информации по объектам самовольного строительства и ее необходимо решать, для того чтобы не допускать никаких социальных срывов. Всероссийский центр национальной строительной политики бросил все силы на то, чтобы вопрос самостроев был услышан. Когда мы подняли эту ситуацию на уровень Государственной власти, вывели проблему на уровень Федеральных средств массовой информации, тогда эту проблему увидели, в части регионов начали к ней подходить на законодательном уровне, на уровне Правительства того или иного региона и начали стараться ее решать. Но, к сожалению, например в Краснодарском крае, кроме слов мы не видим никаких действий. И ежегодный прирост объектов самовольного строительства в Краснодарском крае не менее тысячи. А это значит, что никаких решений по предотвращению, мониторингу и недопущению новых объектов не принимается. Принимаются только судебные решения по сносу того или иного объекта.
Пандемия никаким образом не повлияла – тема самостроев абсолютно с ней не пересекается.
Что толкает застройщиков на нарушения?
Большое желание заработать деньги, вопреки запретам и нарушениям. Когда строится «самострой», он не строит его сам по себе. Любой предприниматель играет по тем правилам, которые ему предоставляются в том или ином регионе. Никто не будет «пилить сук, на котором он сидит». Поэтому на уровне муниципалитетов создаются определенные условия, в рамках которых происходит договоренность по ряду объектов и этим объектам дают возможность строиться, закрывая глаза на многочисленные нарушения. А когда дело доходит до суда, когда застройщик обращается с вопросом о легализации этого объекта, ему в этом не возражают и такой объект легализуется. Конечно же это коррупционная составляющая. Почему это выгодно для застройщика? Потому что, на 10 сотках земли он никогда не сможет официально получить разрешение на строительство многоквартирного дома — у земли целевое значение другое. Но эти 10 соток на берегу моря настолько инвестиционно привлекательны, что квартиры, построенные там, будут проданы моментально. Потенциальным покупателям интересна именно локация этого земельного участка. Им неинтересны горы и поля – здесь годами выстроенная инфраструктура и близость к морю: само место диктует спрос на себя. Застройщик, в свою очередь прекрасно понимает: построив здесь многоквартирный дом, он окупит себя в десятки, а то и в сотни раз. Для него это выгодно.
Опыт регионов в легализации и/или ликвидации самостроя, какие последствия это имеет для жильцов, застройщиков и чиновников?
Например, Московская область показала хороший опыт – не сносить объекты самовольного строительства, безопасных для проживания граждан, а легализовать их. По данным Главгосстройнадзора Московской области, только за прошлый год область получила более 300 млн рублей от легализации и ввода налогообложения на такие объекты, плюс созданы сотни новых рабочих мест и многое другое.
Безусловно вопросы самовольного строительства не могут быть оставлены без последствий. На сегодняшний день, одни застройщики находятся в местах лишения свободы, по другим заведены и ведутся уголовные дела. По нашей статистике объекты «не трогают» до тех пор, пока он не построен в должной степени и там не проданы квартиры. Потому что тогда это не выгодно. Когда объект построен, тогда возбуждаются уголовные дела с потерпевшими гражданами, а значит можно возбудить дело и через него же легализовать объект. Поэтому в этой борьбе застройщика и чиновника через систему судов страдает в конечном итоге простой гражданин.
Насколько адекватно и эффективно действующее законодательство в плане решения проблемы?
Буквально в прошлом году внесены достаточно существенные меры в определении понятия самостроев и по большому счету сегодня условия законодательного регулирования есть. Но вопрос в том, что они не всегда работают, в том числе в регионах.
Какие законодательные инициативы и правовые механизмы предлагает ВЦНСП?
Мы предлагаем ввести амнистию для таких объектов. Мы не поощряем объекты самовольного строительства, но новые законодательные решения, в части регулирования, которые есть, должны соблюдаться. Мы говорим о тех объектах, которые появились за последние десятки лет, в которых уже много лет проживают люди, платят коммунальные услуги. Эти объекты по факту являются самостроями и по ним вынесены решения суда. Они просто висят в воздухе: снести их нельзя, но и легализовать невозможно. По таким объектам можно применить только такой инструмент, как амнистия, разовая упрощенная регистрация этих объектов. Именно поэтому мы создали и ведем Единый информационный реестр объектов самовольного строительства, чтобы не допустить появления новых самостроев и держать на контроле существующие.
Имеют ли они поддержку в правительстве, парламенте, профессиональном сообществе, у жителей? Их масштаб/перспективы/сроки реализации.
Мы взаимодействуем с Правительством РФ, Государственной Думой РФ, Минстроем РФ и другими профильными комитетами и ведомствами. Все озадачены этой проблемой и нацелены на ее скорейшее решение. Вопрос профессиональной компетенции и правильного подхода к этой проблеме сейчас стоит на первом месте.
18 марта Заместитель Председателя Совета Федерации Галина Николаевна Карелова провела заседание на тему: «Самовольные постройки: проблемы и пути их решения». В обсуждении приняли участие представители Минстроя РФ, Росреестра, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, Всероссийского центра национальной строительной политики, а также научного и экспертного сообщества.
Ключевой вопрос, который обсуждался всеми участниками, — легализация построек, признанных по результатам экспертизы безопасными для жителей и окружающей территории. В пользу амнистии высказывались все участники совещания, подчеркивая, что основная задача – помочь людям. Озвучивалась на совещании и идея дополнительной ответственности, вплоть до уголовной, для руководства муниципалитетов, на территории которых появляется самострой. На сегодняшний день, прорабатываются предложения, озвученные участниками заседания, которые будут направлены в Совет Федерации для решения проблемы самовольного строительства на законодательном уровне.
Как они отразятся на строительной отрасли/ценах/деятельности государственных органов?
Вопрос легализации самостроев и предотвращения появления новых объектов на строительном рынке могут отразиться только в положительном ключе. Если мы выведем из теневого оборота триллионы коррупционных рублей и предадим этому законодательный характер, то таким образом мы простимулируем развитие законного строительства, создадим качественный прозрачный рынок для покупателя и уберем лазейки, созданные для обмана не только застройщика, но и людей. Поэтому наши предложения нацелены на усовершенствование рынка недвижимости и строительной отрасли в целом.